Легенда о Сильвестре, как орудие папоцезаризма
DOI:
https://doi.org/10.54700/5xjv1570Ключевые слова:
Царство, священство, цезарепапизм, папоцезаризм, император, папа, власть, крещение, проказа, исцеление, проповедьАннотация
В статье рассматривается происхождение легенды о крещении равноапостольного императора Константина римским папой Сильвестром, а также ее идейные, богословские истоки. Реконструируются этапы развития легенды о крещении Константина, а равно эволюция связанных с ней богословских идей. Вначале появляется простое упоминание о научении Константина христианской вере папой Сильвестром (Иоанн Никиусский, опирающийся на более ранний источник), затем создается рассказ о крещении Константина Сильвестром (Иоанн Малала). В этих версиях отношение к императору и империи является лояльным и замена Евсевия Никомидийского на Сильвестра может быть связана с попыткой реабилитировать равноапостольного императора. Далее появляется легенда о заболевании Константина проказой и его исцеления во время крещения, вероятно связанная с рассказом о царе Авгаре. В ней дается заниженный образ империи, а император предстает немощным и алчущим Божественного исцеления. Следующий этап - добавление Моисеем Хоренским легенды о наказании проказой Константина за то, он был гонителем христианства, которая произошла из рассказа Агатангелоса об армянском царе Тиридате, гнавшем христиан и за это пораженного «кабаньей болезнью». Здесь ощущается воздействие языческой пропаганд о том, что после убийства Криспа Константин искал очищения от скверны убийства. Под влиянием иудейских преданий о фараоне, омывавшегося кровью иудейских мальчиков, Константину приписывали намерение искупаться в крови младенцев. В разных вариантах легенды отказ происходит по различным причинам. В «Актах Сильвестра» он связан с великодушием и милосердием Константина, в мемре Иакова Саругского – со сверхъестественным вмешательством. В «Истории Армении» Моисея Хоренского, а равно и в мемре Иакова Саругского Константин (до крещения) показан как гонитель христиан и тиран, способный ради своего излечения на массовое детоубийство. Императорская власть здесь показывается как тирания, которая преображается только благодаря сверхъестественному вмешательству и чудесному воздействию Церкви, точнее – ее иерархии. Позднее, эта идея заимствуется Римским папством для самоутверждения и борьбы с империей.



