Легенда о Сильвестре, как орудие папоцезаризма

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.54700/5xjv1570

Ключевые слова:

Царство, священство, цезарепапизм, папоцезаризм, император, папа, власть, крещение, проказа, исцеление, проповедь

Аннотация

В статье рассматривается происхождение легенды о крещении равноапостольного императора Константина римским папой Сильвестром, а также ее идейные, богословские истоки. Реконструируются этапы развития легенды о крещении Константина, а равно эволюция связанных с ней богословских идей. Вначале появляется простое упоминание о научении Константина христианской вере папой Сильвестром (Иоанн Никиусский, опирающийся на более ранний источник), затем создается рассказ о крещении Константина Сильвестром (Иоанн Малала). В этих версиях отношение к императору и империи является лояльным и замена Евсевия Никомидийского на Сильвестра  может быть связана с попыткой реабилитировать равноапостольного императора. Далее появляется легенда о заболевании Константина проказой и его исцеления во время крещения, вероятно связанная с рассказом о царе Авгаре.  В ней дается заниженный образ империи, а император предстает немощным и алчущим Божественного исцеления.  Следующий этап - добавление Моисеем Хоренским легенды о наказании проказой Константина за то, он был гонителем христианства, которая произошла из рассказа Агатангелоса об  армянском царе  Тиридате, гнавшем христиан и за это пораженного «кабаньей болезнью». Здесь ощущается воздействие языческой пропаганд о том, что после убийства Криспа Константин искал очищения от скверны убийства.  Под влиянием иудейских преданий о фараоне, омывавшегося кровью иудейских мальчиков, Константину приписывали намерение искупаться в крови младенцев. В разных вариантах легенды отказ происходит по различным причинам. В «Актах Сильвестра» он связан с великодушием и милосердием Константина, в мемре Иакова Саругского – со сверхъестественным вмешательством. В «Истории Армении» Моисея Хоренского, а равно и в мемре Иакова Саругского Константин (до крещения) показан как гонитель христиан и тиран, способный ради своего излечения на  массовое детоубийство. Императорская власть здесь показывается как тирания, которая преображается только благодаря сверхъестественному вмешательству и чудесному воздействию Церкви, точнее – ее иерархии. Позднее, эта идея заимствуется Римским папством для самоутверждения и борьбы с империей.

Биография автора

  • Протодиакон Владимир Василик, Сретенская духовная академия, Институт истории СПБГУ

    Доктор исторических наук, кандидат богословия,

    кандидат филологических наук, профессор Сретенской духовной академии,

    профессор Института истории СПБГУ, профессор Николо-Угрешской семинарии, профессор Перервинской семинарии, профессор Псково-Печерской семинарии (Россия)

Загрузки

Опубликован

2025-12-02

Выпуск

Раздел

Теоретическая теология