Мученик Иоанн Попов и священномученик Иларион (Троицкий): параллели жизни и творчества
DOI:
https://doi.org/10.54700/wm8kkr20Ключевые слова:
мученик Иоанн Попов, священномученик Иларион (Троицкий), Московская духовная академия, академическое богословие, интеллектуальная биография, история Церкви, духовное сословиеАннотация
В статье рассматриваются основные этапы жизненного пути, богословские взгляды и церковно-общественная деятельность двух выдающихся русских богословов рубежа XIX–XX вв. — профессора Ивана Васильевича Попова и архиепископа Илариона (Троицкого). Анализ выполнен в сравнительно-биографическом ключе, с использованием церковно-исторического и идейно-теоретического подходов. На их примере впервые сравниваются разные типы церковного служения (профессор-мирянин и церковный иерарх), объединенные общей духовно-интеллектуальной традицией представителей духовного сословия. Раскрыта преемственность их ключевых богословских идей: от концепции И. В. Попова о любви как гармоническом отношении воль — до любви как единства Церкви в экклезиологии архиепископа Илариона. Показано, каким образом обожение, актуализированное в трудах И. В. Попова, преломляется в богословии архиепископа Илариона, приобретая характер начала, объединяющего святоотеческую христологию, сотериологию и экклезиологию, и используется им для критики католических и протестантских доктрин. Так, оба они, в контексте идей «нового богословия», оказываются значимыми учениками митр. Антония (Храповицкого). В том же ключе раскрыта динамика их взглядов на наследие блаж. Августина. Проанализирована эволюция их церковно-общественных позиций в условиях репрессий (включая Соловецкое послание и отношение к Декларации митрополита Сергия). На примере двух этих фигур показано, что единство в главном (верность Церкви) и расхождения в частном (роль иерархии, отношение к компромиссам с властью) отражают ключевые противоречия русской церковной интеллигенции, пытавшейся сохранить веру в эпоху катастроф.



