Древо страстей и аскетическая стратегия святителя Феофана Затворника

Авторы

  • Иерей Павел Сержантов Сретенская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.54700/ys22zn65

Ключевые слова:

теоретическая теология, исихазм, аскетика, методы борьбы со страстями, святитель Феофан Затворник, святитель Григорий Богослов

Аннотация

В статье подчеркивается, что для аскетики святителя Феофана нахождение сильного образа было не менее важно, чем выстраивание убедительной аргументации в пользу исихастских ценностей. Одним из таких рабочих образов является древо страстей. Святитель Феофан очерчивает образ, начиная с корневой страсти самолюбия и отходящих от нее трех ветвей (страстей самовозношения, своекорыстия и чувственности). Все хитросплетение человеческих страстей является порождением трех страстей на этом древе. Страсти-ветви замаскированы листьями (рассеянности и многозаботливости) и туманом (неведения, нечувствия и беспечности). Все элементы описанной структуры можно соотнести с антропологическими триадами, характерными для аскетики святителя Феофана, и с учением о восьми страстях. Стратегия борьбы со страстями предполагает распознавание главной страсти, несмотря на листья и туман, отслеживание субординации своих страстей в динамике. Это и определяет последовательность действий для невидимой брани. В статье описанное святителем Феофаном древо страстей сопоставляется с другими аскетическими образами: с образом плодовых деревьев из «Апофтегм», с образами растений-помыслов и древа гносиса у святителя Григория Богослова, с искоренением страстей в образе кипарисов у аввы Дорофея.

Биография автора

  • Иерей Павел Сержантов, Сретенская духовная академия

    Кандидат философских наук, магистр богословия, доцент,
    руководитель магистерского профиля «Пастырское душепопечение и миссия
    в современном мире» в Сретенской духовной академии (Россия)

Загрузки

Опубликован

2025-10-23

Выпуск

Раздел

Теоретическая теология