«Вы – свет мира» (Мф. 5: 14) Герменевтика миссии просвещения в православном сознании: Литургический аспект
Ключевые слова:
Православная Церковь, миссия, иоанновская парадигма, свет Христов, просвещение, богослужебный круг, ЛитургияАннотация
Статья посвящена концепту «просвещение» и его миссиологической рецепции. Автор рассматривает «иоанновскую парадигму» миссии, в рамках которой миссионерская «сила» выражается в «слабости» внешнего акта, поскольку она исходит из внутреннего опыта отдельного христианина и христианской общины, свидетельствующих о Свете Христовом. Это так называемое «аттрактивное», «притяжательное» измерение, в котором миссионерским императивом является не «идите и научите» (πορευθέντες οὖν μαθητεύσατε, Μτ. 28: 19), а «придите и видите» (έρχεσθε και όψεσθε, Ιω. 1: 39). Миссиология в данном случае не сводится к дескриптивному анализу исторического контекста миссионерских действий и методологии христианского апостольства, но претендует быть богословской рефлексией над самим содержанием христианского призыва, в которой первое место отводится онтологическим категориям миссии, а не её описаниям. Иоанновский корпус становится в этом случае фундаментом онтологического понимания миссии. В рамках подобной перспективы свет, который «просвещает всякого человека», является не просто символом, но содержанием, методом и, наконец, самой целью миссии. «Миссионерский императив» Евангелия от Иоанна состоит, таким образом, в свидетельстве жизни, теснейшим образом связанной со светом: ученики являются свидетелями (μάρτυρες) Бога-Света. Становясь «вторыми светами», через этот свет они открывают миру Истину. В статье на основании литургических текстов осуществлена попытка систематического анализа герменевтики «миссии просвещения» в православном сознании.


