Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo <p>«Сретенское слово» является научно-богословским журналом Сретенской духовной академии. С 27 мая 2024 г. журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий <strong>Высшей аттестационной комиссии (ВАК)</strong> при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.</p> <p>Журнал создан с целью стать плодотворной средой для публикаций и обсуждения результатов современных исследований в области теоретической, исторической и практической теологии. В редакционный совет журнала вошли различные церковные и светские ученые, представители разных городов России и ряда иностранных государств.</p> <p> </p> ru-RU journal@sdamp.ru (Георгий Борисов) gromotkov.a@sdamp.ru (Александр Громотков) Sat, 06 Sep 2025 21:25:02 +0300 OJS 3.3.0.10 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Восстановление богослужебной деятельности в Ферапонтовом монастыре в конце 1980-х — начале 1990-х годов (по материалам Архива Вологодского епархиального управления) https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_04_Vishnyakov_Balabeykina_Yusupova <p>В статье представлена реконструкция событий, сопровождавших возрождение богослужебной деятельности в Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре Вологодской епархии. Он был восстановлен как православный приход в конце 1980-х гг. Эмпирической основой исследования послужили неопубликованные документы, хранящиеся в Архиве Вологодского епархиального управления. Сведения, содержащиеся в них и касающиеся позднего советского и раннего постсоветского периода истории Ферапонтова монастыря, вводятся в научный оборот впервые. Обнаружено, что инициатива, связанная с открытием православного прихода в с. Ферапонтово, была проявлена местными жителями еще в 1986 г. На базе архивных сведений отражены многочисленные трудности, с которыми сталкивались лица, прилагавшие усилия с целью возобновления богослужебной деятельности в Ферапонтовом монастыре, в том числе связанные с совместным использованием храмовых помещений православной общиной и музейным комплексом. В рассматриваемый период таковые носили очень острый характер, так как опыт подобного рода сотрудничества религиозной и государственной организации в стране в принципе почти отсутствовал. В результате исследования восстановлен в деталях период истории Ферапонтова монастыря, совпадающий с концом 1980-х — началом 1990-х гг. Приводится перечень настоятелей Богоявленского прихода в с. Ферапонтово того периода. Отражены обстоятельства, сопровождавшие участие органов государственной власти в процессе передачи храмовых помещений в аренду Вологодской епархии. Вплоть до 2017 г. Богородице-Рождественский монастырь в с. Ферапонтово функционировал как приход. Но первые шаги по восстановлению православной обители были предприняты еще в начале 1990-х гг.</p> Епископ Славгородский и Каменский Иоасаф (Вишняков), Ольга Александровна Балабейкина, София Альверовна Юсупова Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_04_Vishnyakov_Balabeykina_Yusupova Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Социокультурный облик православного духовенства Северного Казахстана начала XX века (в аспекте биографии священника Александра Петровича Чинишлова) https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_05_Berezin <p>В публикации рассматривается социокультурный облик православного духовенства Северного Казахстана начала XX в. Этот период для региона, с точки зрения гражданской истории, был отмечен массовыми переселениями крестьян из центральных губерний России и с Украины. Массовое переселение православного верующего населения ставило вопрос о масштабной организации церковного строительства. Одним из важных аспектов последнего стало значительное увеличение числа православных пастырей, что в условиях отсутствия духовных учебных заведений в регионе было непростой задачей. Автор приходит к выводу, что большая часть новопоставленных пастырей Северного Казахстана была из переселенцев и происходила из крестьянского сословия. Характерный путь в духовное звание показан на основании ранее не публиковавшегося дневника будущего священника Александра Петровича Чинишлова.</p> Иерей Михаил Березин Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_05_Berezin Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Верные «даже до крови»: Святейший Патриарх Тихон и служители храма Спаса Преображения в московской Спасской слободе в 1920-х годах https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_06_Morozov <p>В статье описаны личности служителей храма Преображения Господня в Спасской слободе в контексте их взаимоотношений со Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России, в 1920-х гг. Анализ исторических документов первой половины XX в. показал, что между Святейшим Патриархом Тихоном и служителями Спасского храма сохранялась отеческая связь в духе любви и верности. В новой враждебной политической обстановке приход остается живым и активным. Несмотря на запреты властей, председатель правления и настоятель Спасского храма регулярно приглашают патриарха Тихона служить в Спасском храме. Новые исторические сведения из следственных дел служителей Спасского храма проливают свет на еще не описанные факты жизни и блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона, на духовный подвиг его верных друзей и духовных чад, дополняют историю церковной Москвы, связанную с храмом на Большой Спасской улице, которого так недостает сегодня столице.</p> Иерей Александр Морозов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_06_Morozov Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Наименования Боголюбской иконы Богородицы греческого происхождения: Агиосоритисса и Параклисис https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_07_Malinauskene <p>Греческие названия икон Богородицы часто встречаются в нашей научной литературе. Ниже предлагается материал о названиях Боголюбской иконы Божией Матери, пришедших из греческого языка. Исследуется происхождение и употребление этих слов в языке-источнике и в истории русского языка. Рассматриваются термины Агиосоритисса, Параклисис, а также связанные с данной тематикой (Халкопратийская, Деисус) или однокоренные слова (Параклитик, Параклит). Такого комплексного анализа данной группы терминов греческого происхождения в отечественной традиции не предпринималось.</p> Надежда Касимовна Малинаускене Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_07_Malinauskene Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 К вопросу о происхождении и развитии чинопоследования «Двенадцати тропарей» в иерусалимской традиции до X века https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_08_Alpatov <p>В данной статье рассматривается дневное богослужение Великой Пятницы в древней иерусалимской традиции. Обзор был проведен по основным памятникам, дошедшим до нашего времени, и по научной литературе, посвященной этому вопросу. Подробно освещен вопрос атрибуции Великих часов и сделан вывод относительно наиболее вероятного авторства самого чина и текста «Службы 12 тропарей». Описана преемственность современного богослужения от древнего иерусалимского<br>чинопоследования. Смыслы и структура «царских» часов определяются изначальным содержанием этой службы как древнего «бодрствования у Креста» Спасителя именно в то время, когда Он находился на Кресте, с шестого до девятого часа. Сердцевину службы составляло пение псалмов, чтение пророчеств, Апостола и Евангелия, связанных со страданием Господа. Со временем в этот чин была добавлена христианская гимнография, которая дошла до нашего времени, а в итоге все древнее содержание достаточно органично было вставлено в рамку службы часов.</p> Иерей Серафим Алпатов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_08_Alpatov Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Чтения предварительных недель Великого поста устойчивого состава триодного Торжественника: материалы к исследованию https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_09_Motin <p>Данная статья посвящена проблемному обзору творений, вошедших в устойчивый состав триодного Торжественника и связанных с подготовительным периодом Святой Четыредесятницы. Триодный Торжественник является памятником древнерусской культуры и содержит в себе панегирические и назидательные чтения, посвященные преимущественно воскресным дням триодного цикла начиная с Недели о мытаре и фарисее. В работе проводится обзор литературы (в том числе и современной), прямо или косвенно посвященной изучению устойчивого состава сборника, указывающей на каталоги гомилий, восходящих к сочинениям триодного Торжественника. Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод: большинство из гомилий подготовительных недель Великого поста надписаны именем святителя Иоанна Златоуста, однако к его творениям они либо не имеют никакого отношения, либо связаны с ними косвенно. Как правило, их чтение совершается на утрене по кафизме. В своем большинстве сочинения являются неизученными или изученными в недостаточной степени, что открывает широкое поле для дальнейших исследований.</p> Диакон Артемий Мотин Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_09_Motin Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Антиномия «различное» — «тождественное» в троичных канонах Октоиха на церковнославянском языке https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_10_Shevchuk <p>Исследование языкового выражения антиномичности православного богословия в контексте гимнографии на церковносла-<br>вянском языке с привлечением древнегреческого оригинала делает возможным изучение теологической проблемы гносеологических возможностей человека. Триадологическая антиномия различного и тождественного ставит вопрос о границах богопознания и способах словесного отражения троичности и единства Божества в троичных канонах воскресной полунощницы Октоиха, написанных святителем Митрофаном Смирнским в IX веке. А значит, актуальным является рассмотрение различных аспектов осмысления этой антиномии в Октоихе на церковнославянском языке и языке оригинала в рамках богословско-филологического исследования, включающего семантический анализ и богословскую оценку содержания исследуемых тропарей через призму Священного Писания и патристики. На примерах показывается, что антиномичность в троичной гимнографии, поэтически выражающей святоотеческий взгляд на богословие Троицы, является ключевым принципом развития теологической мысли и становится естественным принципом описания непостижимой для человеческого ума тайны. Делаются обобщающие выводы об основных направлениях развития богословского учения о триединстве Бога в троичных канонах Октоиха.</p> Иеродиакон Илиодор (Шевчук) Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_10_Shevchuk Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Любовь к себе на пересечении богословского и психологического дискурсов https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_01_Leonov <p>В данной публикации рассматриваются и сопоставляются интерпретации любви к себе в известной психологической литературе и в авторитетных христианских источниках — Священном Писании и святоотеческом наследии Православной Церкви. Несмотря на близкие исходные предпосылки и похожую терминологию, обнаруживается существенное расхождение в понимании любви к себе в христианском и психологическом дискурсах. В рамках христианской традиции автором статьи выделяются как основополагающий святоотеческий подход к данному явлению в жизни человека, так и особенные высказывания, которые возможно гармонизировать между собой, но не с доминирующей психологической интерпретацией. В конце статьи автор дает описание проблемного поля, которое возникает при распространении секулярного психологического тренда в понимании любви к себе.</p> Протоиерей Вадим Леонов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_01_Leonov Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Есть ли основания считать исихастом архимандрита Иоанна (Крестьянкина)? https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_02_Serzhantov <p>Статья посвящена привлечению дополнительных ресурсов и методов в исследования, посвященные духовному наследию архим. Иоанна. Новые возможности открываются, если аскетический и пастырский опыт архим. Иоанна поставить в связь с исихастской традицией. Исихастская контекстуализация опыта о. Иоанна осуществляется через анализ фактов его биографии — продолжительное время он духовно окормлялся у священников, связанных с такими исихастскими центрами, как Оптина пустынь и Глинская пустынь (игумен Иоанн (Соколов), прп. Серафим (Романцов)). Архим. Иоанн имел личное общение с исихастскими старцами: сщисп. Георгием Коссовым, прп. Симеоном Псково-Печерским, Валаамским старцем Лукой (Земсковым) и др. Написанная о. Иоанном кандидатская диссертация была посвящена исихасту прп. Серафиму Саровскому. В диссертации ему удалось раскрыть некоторые характерные черты такого исихастского феномена, как русское старчество (умение сочетать подвиг непрестанной молитвы и окормление паствы; старчество как сораспятие Христу, высшая форма жертвенной пастырской любви). В проповедях и письмах о. Иоанн нередко апеллирует к исихастам: прп. Антонию Великому, прп. Иоанну Лествичнику, прп. Исааку Сирину, свт. Григорию Паламе. Предлагаемая контекстуализация наследия архим. Иоанна позволяет изучать его личное умное делание: так, плоды молитвы у о. Иоанна могут быть интерпретированы в контексте учения прп. Варсонофия Оптинского о ступенях неразвлекательной, внутренней и духовной молитвы. Это учение и опыт о. Иоанна могут быть поставлены в соответствие ступеням умной, умно-сердечной, самодвижной молитвы и, возможно, более высоким исихастским ступеням.</p> Иерей Павел Сержантов Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_02_Serzhantov Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300 Концепция свободы в теологии святителя Василия Великого https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_03_Ivashina <p>На протяжении многих веков и до настоящего времени понятие «свобода» было и остается актуальным. Святитель Василий Великий и его теология представляют собой одну из ключевых основ в христианском богословии. Последующие поколения теологов опираются или ссылаются на его труды и догматические формулировки. На основе анализа его жития и письменного наследия удается сделать определенную концептуализацию понимания им свободы. С одной стороны, его понимание соответствует Священному Писанию, с другой стороны, он более глубоко анализирует сущность человека, а также его социально-политическое бытие. В результате исследования удается определить его понимание свободы как независимых выбора и действий личности, но в рамках веры в Бога, исполнения заповедей, государственных и социальных обязательств. Также вариации ограничений свободы позволяют выделить несколько ее разновидностей не только в общепринятом социально-политическом плане, но и онтологическом и амартологическом значениях.</p> Роман Анатольевич Ивашина Copyright (c) 2025 Сретенское слово: научный журнал https://sda-journals.ru/index.php/slovo/article/view/slovo_14_03_Ivashina Sat, 06 Sep 2025 00:00:00 +0300